Типы вагонов: классификация и назначение

Крытые грузовые вагоны

Крытые грузовые вагоны используются для перевозки негабаритного транспорта по железной дороге и защиты его от атмосферных осадков и других повреждений

Различают следующие типы вагонов:

  • Специальные. На них принято перевозить птиц, легковые автомобили, скот и прочие грузы
  • Для транспортировки легковых машин. Такой вагон называется автомобилевозом. Он обладает двухъярусным кузовом с торцевыми дверцами складывающегося вида. В него вмещается примерно 10 автомобилей, находящихся в два ряда. Фиксируются машины штатными колодками

  • Универсальные. Их используют для транспортировки сыпучих, тарно—упаковочных и штучных товаров. В этих вагонах имеются специальные приспособления, поэтому их часто применяют для перевозки людей. Подобный переоборудованный транспорт нередко называют теплушками
  • Для доставки скота. Такой тип вагона обладает люками и вентиляционными отверстиями. В этом транспорте имеются служебные помещения. Кроме этого, они оснащены кормушками, фуражными полками для кормления, корытами и системой водоснабжения. Пол в нем легко поддается очистке и не впитывает влагу, а еще установлены специальные сливные отверстия

  • Для адаптивного концентрата. Кузов в этом вагоне шарнирно соединен с рамой. Причем он поднимается при наезде транспорта на разгрузочную площадку катками

Полувагоны

Так же существуют полувагоны, или вагоны с открытой (съемной) крышей

Такие вагоны используют для перевозки сыпучих и навалочных продуктов, не требующих защиты от дождя, таких как: руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.


Полувагон может иметь разгрузочные люки в полу и раскрывающиеся торцевые стенки или глухой кузов. В правом переднем и левом заднем углу делается скобтрап для того, чтобы можно было влезть внутрь. Грузоподъёмность обычного полувагона в конце ХХ — начале XXI века составляла 69-71 тонны. Норматив времени погрузки полувагона – не более 50 минут

Полувагоны бывают:

  • Люковые — с разгрузочными люками в полу и торцевыми открывающимися внутрь вагона дверями (или без дверей)
  • Глуходонные — с кузовом без люка и дверей (глухой кузов), которые служат для перевозки сыпучих грузов по замкнутым маршрутам с разгрузкой на вагоноопрокидывателях. Также популярно использование этого типа полувагонов в контейнерных перевозках по железной дороге.

Вагон-хоппер

Для перевозки зерна чаще всего используют вагоны-хоппера. Практически все хоппер-вагоны обладают функцией саморазгрузки. Для этого внизу (или сбоку) хопперов расположены специальные воронки, через которые груз и высыпается из вагона.

Существуют хопперы закрытого и открытого типа. Закрытые хопперы зачастую используют для транспортировки груза, который требует ограждения его от воздействий окружающей атмосферы (например, для перевозки зерна – если не будет верхней крышки, то груз может намокнуть, и вследствие этого начать гнить). Открытые хопперы же просто не имеют верхней крышки. По способу разгрузки различают два типа хоппер-вагонов: первый – с боковой разгрузкой, а второй – с нижней разгрузкой.

Вагон-цистерна

Вагон-цистерна сделана в цилиндрической форме. Эти вагоны используются для перевозки жидких товаров. Они стали более популярными в начале 20-го века в качестве перевозки жидких продовольственных товаров, таких как растительные масла и кукурузные сиропы.

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость, используемая для перевозки груза, именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов, имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C), используются вагоны-цистерны, имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия или добавку в перевозимый груз ингибиторов коррозии.